Gombar recenze Vostok 2002

08.02.2011 11:31

Gombár Eduard.  Dramatický půlměsíc : Sýrie, Libye a İrán v procesu transformace. Karolinum, Praha, 2001, 216 s., ISBN 80-2460370-5.

Гомбар Эдуард. Драматический полумесяц. Сирия, Ливия и Иран в процессе изменений. Каролинум, Прага, 2001, 216 с., ISBN 80-2460370-5

 

Эдуард Гомбар - известный чешский специалист по проблемам новой и новейшей истории стран Ближнего и Среднего Востока, сотрудник Института Ближнего Востока и Африки Философского факультета пражского Карлова университета. Его перу принадлежит, в частности, одна из фундаментальных для чешского востоковедения последних лет работа - «Новая история мусульманских стран». Однако, Э. Гомбар много и успешно работает в области исследования внутреннего развития стран ближне- и средневосточного регионов, их внешней политике, а также той роли, которую они играют в современном мире и, прежде всего, в региональной геополитике. Не меньшее внимание Э. Гомбар уделяет и вопросам экономического развития и сотрудничества между странами этого региона, с одной стороны, Чехией и другими государствами Восточной Европы, с другой.

Рецензируемая работа посвящена трем странам мусульманского мира, интересных, прежде всего, тем, что для западноевропейских коллег Э. Гомбара они связаны со многими мифами, определяющими во многом устарелые стереотипы подходов к их исследованию. Речь идет о Сирии, Ливии и Иране.

Отметим, прежде всего, что автор работы концентрирует свое внимание, прежде всего, на вопросе внутренних перемен, происходящих во всех этих трех странах и совпавших по времени с глубокой трансформацией всей системы международных отношений. Это принципиально потому, что, если в течение нескольких последних лет, по крайней мере, в двух из этих стран произошла смена властных политических элит, то это обстоятельство должно быть поставлено и в широкий международный контекст - время кануна или окончания «холодной войны». Итак, предлагаемый Э. Гомбаром анализ отталкивается от действительно продуктивной мысли, суть которой заключается в том, что любая попытка рассмотрения внутрисирийской или внутриливийской, а также внутрииранской ситуации не может быть эффективной, если она будет оторвана от воздействия на эту ситуацию всей совокупности факторов международной жизни.

Для чешского востоковедения и национальной политологии принципиально важна разрабатываемая Э. Гомбаром в его работе проблема «центров экономической и политической силы» в каждом из трех анализируемых им государств. Это относится, прежде всего, к первой главе монографии - «Сирия времени правления клана Асадов», где вопросы формирования и деятельности местной политической элиты занимают едва ли не ведущее место. Как известно, возникновение сирийского государства определялось, в основном, действиями бывшей державы-мандатария, которой была Франция. В дальнейшем же, Сирия оказывалась перед необходимостью преодоления серьезных центробежных тенденций, осложнявших ее положение как единого централизованного государства. Одним из способов этого преодоления становилась жесткая «властная пирамида», процесс формирования которой после баасистского переворота в марте 1963 г. Э. Гомбар и анализирует, рассматривая несколько уровней этой «пирамиды» - власть президента, полномочия элитных военных структур и структур безопасности, функции правящей Партии арабского социалистического возрождения и, наконец, правительства, парламента и массовых общественно-политических организаций.

Тема сирийской «властной пирамиды» важна и для других разделов книги. Это связано с тем, что политическая власть в странах Востока традиционно основана на сложной системе неписаных клиентельных отношений, в конечном итоге, и создающих реальную вертикаль власти. Речь идет, естественно, не только о Сирии, но и о Ливии и Иране. Если время существования сирийской властной вертикали составляет уже почти сорок лет, то подобные ей структуры власти в Иране и Ливии более молоды, составляя, соответственно, двадцать и тридцать лет. Их относительная молодость является, одновременно, и источником их относительной же хрупкости с точки зрения необходимости поддержания там баланса между различными центрами политического и экономического влияния. Выдвижение во всех этих трех странах на вершину властной пирамиды «сильной личности», - президента ли, вождя ли, - должно непременно сопровождаться, как пишет Э. Гомбар, его поддержкой «или военными кругами, или структурами разведки и безопасности, как это обычно происходит в арабских странах, или теми стратами общества, которые исполняют в нем функции охраны моральных и идейных устоев, как это явствует из опыта Ирана» (стр. 8).

Вторая глава анализируемой монографии носит название «Ливия под властью Каддафи». По мнению Э. Гомбара, в этой стране существует «классический авторитарный режим, опирающийся на арабский национализм, ислам и местные, окрашенные сильным клиентелизмом традиции». При  этом, основой режима выступает союз нескольких кланов, ведущую роль сред и которых играет клан «каддафа», а выходцы из этих кланов занимают ведущее место в армейской среде и аппарате государственной безопасности (стр. 84). Естественно, что в рецензируемой монографии немалое место занимает анализ основного идеологического оправдания сложившейся в Ливии системы власти - труда М. Каддафи «Зеленая книга». Э. Гомбар оправданно пишет в своей работе, что излагаемая в «Зеленой книге» теория джамахирийи существует, по словам автора, «параллельно» уже сложившимся структурам власти (стр. 88). Одновременно, автор монографии глубоко анализирует процессы, связанные с начавшейся в конце 80-х гг. в Ливии «зеленой перестройки», как возможного преддверия к сохранению основ «властной пирамиды» после завершения правления М. Каддафи, а также вывода страны из ситуации геополитической маргинальности. Однако Э. Гомбар приходит в отношении Ливии к, в определенной мере, неутешительным выводам. Он считает, что «зеленая перестройка» происходила хаотично и бессистемно, что и определило ее конечную неудачу. Иными словами, на его взгляд, делать сегодня сколько-либо обоснованный прогноз в отношении того, как в будущем будет происходить смена власти в этой стране, возникнет ли альтернатива существующему режиму или режим сможет подвергнуть себя серьезной внутренней трансформации не представляется возможным. Свою точку зрения Э. Гомбар подтверждает тем, что обеспечении поддержки нынешней формы ливийской власти со стороны горожан будет зависеть от того, насколько режим Каддафи окажется успешным с точки зрения сохранения современной системы социальных пособий. В свою очередь, автору представляется, что поддержка режима сельскими жителями преувеличена. Однако, режиму не существует и серьезной светской и гражданской оппозиции, ведущие представители которой пребывают в изгнании. С другой стороны, такая оппозиция существует в армейской среде, а также связана с деятельностью исламистов. Иными словами, завершение периода правления М. Каддафи поставит созданный им режим перед возможными и, может быть, серьезными испытаниями (стр. 90-91).

Наконец, Иран. Эта глава монографии - «Иранская теократия» - сконцентрирована, прежде всего, вокруг сложившейся в этой стране ситуации после смерти Хомейни (хотя, естественно, для анализа начавшихся в Иране с конца 80-х гг. процессов Э. Гомбару было необходимо обратиться к той системе власти, которая была создана лидером иранской революции). Автор сравнивает внутрииранские политические процессы с основными направлениями осуществлявшейся М. Горбачевым советской перестройки. Однако он подчеркивает, что в этой стране (как, впрочем, и в Сирии после смерти Х. Асада) инициированные новыми иранскими лидерами изменения в сфере экономики, внутренней и внешней политики отнюдь не привели к изменению сущности теократического режима. Эти изменения происходят в рамках уже сложившейся системы, ни в коей мере не нарушая ее целостного характера (стр. 139-140). Тем не менее, нынешний президент страны М. Хатами балансирует между двумя основными и противостоящими друг другу лагерями внутренних сил - «исламскими консерваторами» и «реформаторами» (стр. 140). Как считает Э. Гомбар, вопрос о том, в конечном итоге, в окружении иранского президента добьется победы, остается открытым, хотя, по его мнению, большими шансами в будущем будут располагать «реформаторы».               Однако в том, что касается внешней политики, то Иран постепенно выходит из ситуации международной и региональной изоляции, опираясь на провозглашенную М. Хатами доктрину «диалога цивилизаций».

Следует отметить, вместе с тем, что работа Э. Гомбара шире по своему содержанию, что уже отмеченные выше проблемы внутреннего развития трех стран ближне- и средневосточного региона. Она анализирует вопросы их взаимоотношений с внешним миром и, прежде всего, с «ключевой» для этого региона мировой державой - США. Конечно, этот аспект проблемы затрагивается, в первую очередь, как вопрос американских (или ООН) санкций в отношении этих стран, степени их эффективности, а также отношения Сирии, Ливии и Ирана к широкому кругу вытекающих из этих санкций последствий. Э. Гомбар достаточно критичен в отношении введенных или поддерживаемых американской стороной репрессивных мер против этих трех стран, указывая на определенные различия между линией США и региональным курсом европейских стран, включая и Россию.

Работа Э. Гомбара содержит ценный анализ рассматриваемых ее автором проблем. Она насыщена огромным фактологическим материалом, включая приложения справочного характера о ключевых фигурах местной политики и экономики, а также библиографию основных западных работ по вопросам, связанным с международным положением и внутренней эволюцией Сирии, Ливии и Ирана. Здесь, тем не менее, стоит отметить, что, к сожалению, в этой библиографии отсутствует современная российская литература. Но это вовсе не значит, что монография Э. Гомбара не может быть рекомендована его российским коллегам по академической среде, а также всем тем в современной России, кто интересуется проблемами современного Ближнего и Среднего Востока.

 

Славомир Горак

 

 

 _________________________________________

Славомир Горак, аспирант отделения российских и восточноевропейских исследований Факультета социальных наук, Карлов университет, Прага